» Операционные системы. Часть 1

Операционные системы. Часть 1

Несмотря на растущие из года в год аппетиты семейства Windows, мир еще далеко не полностью принадлежит операционной системе с фирменным знаком «летящего окна». ОС-конкурентов существует совсем не так мало, как это кажется пользователям... и как бы этого хотелось самой Microsoft.

Конечно, в этой главе мы сможем коротко — очень коротко! — описать лишь самые известные из альтернативных операционных систем для персональных компьютеров. Прежде их было много, буквально десятки. Но в жестком поединке практически все они сошли со сцены: выжили и получили массовое распространение лишь многочисленные «операционки», ведущие свое происхождение от первой полноценной ОС — Unix, разработанной почти полвека назад для «больших» компьютеров.

Словом UNIX обозначается не одна операционная система (как ошибочно полагают многие новички), а целое семейство, первые представители которого появились задолго до того, как Билл Гейтс смог без запинки произнести слово «программирование». Уже в начале 60-х гг. существовало несколько UNIX-систем, созданных для своих компьютеров различными фирмами. Ирония судьбы: в конце 70-х гг. в разработке одной из них — Xenix — принимала участие никому не известная тогда фирма Microsoft.

UNIX создавалась прежде всего для профессионалов, и потому никогда не содержала никаких «рюшечек» типа удобного графического интерфейса, да и о понятии «мультимедиа» тогда никто не слышал.

Важно было другое:

• Совместимость (программы, написанные под одну UNIX-систему должны были работать и на другой).

• Переносимость (UNIX можно было подстроить под любой компьютер).

• Настраиваемость (каждый программист, работавший с UNIX-системой, мог вносить в нее свои исправления, адаптируя ее под конкретный компьютер).

• Стабильность, стабильность и еще раз стабильность!

Вплоть до середины 90-х гг. «интересы» создателей Windows и UNIX лежали в различных плоскостях: многочисленные варианты UNIX обслуживали «большие» компьютеры и серверы, а Windows трудилась на «персоналках». И развивались эти ОС в совершенно разных направлениях. Как вдруг... Да-да, именно вдруг, и безо всякой видимой причины, оба семейства операционных систем одновременно начали заглядываться на владения друг друга. Момент, когда два гиганта, пыхтя и неуклюже переваливаясь, двинулись навстречу друг другу, угадать нетрудно — 1993 г. Именно в этом году Microsoft впервые решила посягнуть на «серверный» рынок, выпустив первую версию Windows NT, а вчерашний студент Линус Торвальдс создал домашнюю, свободно распространяемую операционную систему Linux на основе «портативной» модификации Minix. Вместе с ней родился и грандиозный проект движения GNU (GNU is Not UNIX) и концепции «открытых исходных текстов» (Open Source) — эти слова и сегодня начертаны на знамени сторонников «свободных программ».

Кстати, помимо Linux от мощного древа UNIX отпочковался и целый ряд других «свободных» операционных систем — например, серверные ОС FreeBSD, NetBSD и OpenBSD, первая из которых (вот совпадение!) появилась на свет в том же 1993 году. Может быть, и стоило бы познакомиться с ними поближе, да только в концепцию нашей книги это ну никак не укладывается... Поэтому ограничимся знакомством лишь с одним представителем этого славного семейства.

Linux

Действительно, Linux — это давно уже не просто программа. Это — новый путь, альтернатива, культ, религия, стиль жизни (выберите нужный термин сами). И ее главное преимущество — даже не ставшая притчей во языцех стабильность, гибкость и универсальность. Достаточно того, что Linux — это операционная система, отличная от Windows. Неважно, связываете ли вы с ней надежды на новый, лучший мир свободного «софта» (хотя бесплатность Linux давным-давно превратилась из реальности в миф) или скептически усмехаетесь при одном ее упоминании. Ошибкой будет лишь одно — не учитывать самого факта существования альтернативной операционной системы, которая мало того что не совместима с Windows, но и построена на абсолютно отличных от продукции Microsoft принципах и идеалах.

«Созданная студентом операционная система Linux бросает вызов продуктам могущественной корпорации Microsoft, и ее популярность растет год от года!» — надрываются журналисты. Но это — лишь одна, внешняя сторона «феномена Торвальдса». Гораздо более интересно то, что и сам Линус Тор-вальдс «самой бесплатной в мире ОС» ухитрился сделать неплохую карьеру — и заработать-таки на своем творении неплохие деньги!


Сам Торвальдс и не мечтал о том, чтобы перевернуть основы мироздания. Проблема, стоявшая перед 20-летним студентом Хельсинского университета, была гораздо скромнее: получить удобный и послушный инструмент для работы. Удобную и доступную операционную систему, которая, с одной стороны, предоставляла бы пользователю максимум возможностей для всевозможных «подстроек» и оптимизаций. А с другой стороны, была бы доступна по цене. Кандидата на роль «управляющего» для торвальдсовского компьютера было всего два — и оба, по мнению привередливого студента, не вполне соответствовали его ожиданиям.

Первым кандидатом была Windows — еще несовершенная, но уже тогда дружелюбная и удобная операционная система для домашних компьютеров. Работать с Windows, в отличие от ОС прошлого поколения, мог любой пользователь, даже имевший минимальный уровень подготовки! А самое главное — за четыре года операционная система от корпорации Microsoft уже успела обжить, как минимум, треть всех компьютеров в мире. Беда была лишь в том, что творческих амбиций продвинутых пользователей Windows отнюдь не поощряла — внести какие-либо существенные изменения в ее программный код было невозможно. К тому же устойчивость операционной системы явно оставляла желать лучшего.

Был, впрочем, еще и второй кандидат — операционная система UNIX, обладавшая целым рядом преимуществ по сравнению с творением Билла Гейтса. Эта проверенная временем ОС, созданная еще в 1969 г. Дэннисом Ритчи и Кеннетом Томпсоном, отличалась редкостной гибкостью и уживчивостью: для того, чтобы адаптировать UNIX к новой модели компьютера, было достаточно лишь слегка модифицировать ее, не трогая основное «ядро». Не менее ценным для Торвальдса было и то, что серверы его родного университета работали под управлением одной из версий UNIX («серверного» варианта Windows в те годы просто не существовало — проект Wndows NT был закончен лишь четырьмя годами позже). Конечно, недостатки имелись и у UNIX: созданная специально для «больших» компьютеров, система была слишком громоздкой для маленьких «персоналок». К тому же коммерческая версия была Линусу явно не по карману.

К счастью, у UNIX, в отличие от Windows, имелось громадное количество модификаций: настраиваемость этой операционной системы позволяла практически каждому знакомому с ней программисту создать свой собственный вариант. Одним из таких «клонов» UNIX была «облегченная» версия под названием Minix. В отличие от своего «старшего брата» Minix отличалась зна­чительно меньшими «аппетитами» и могла работать едва ли не на всех типах компьютеров — от больших серверов до маленьких домашних Amiga и Atari. Поскольку Minix была написана «с нуля», ее можно было безболезненно «разбирать на части», не боясь нарушить лицензионные соглашения. А главное — Minix была доступна любому желающему: комплект дискет с дистрибутивом этой программы прилагался к каждому экземпляру книги ее автора Эдди Тан-ненбаума «Operating Systems: Design and Implementation» («Операционные системы: дизайн и реализация»).

Не стоит думать, что Линус Торвальдс был в то время единственным, кто смог оценить преимущества системы Танненбаума — с 1987 г. Minix была установлена уже на нескольких тысячах компьютеров. Примечательно другое — в отличие от своих коллег Линус не удовлетворился тем, что наконец нашел себе продукт по вкусу. Успех Танненбаума навел его на мысль, что трюк с созданием новой системы можно повторить! В самом деле — зачем «подкручивать» и отлаживать чужую программу, когда можно разработать свою?

Как истинный северянин, Линус подошел к своей работе вдумчиво и ответственно, составив список требований, которым должна удовлетворять новая операционная система. Взяв «на заметку» все удачные находки Minix, Линус решил довести их до совершенства: будущая ОС изначально задумывалась как компактная (занимавшая минимум места в оперативной памяти и на винчестере), многоплатформенная (то есть способная работать на компьютерах, относящихся к различным «семействам») и максимально гибкая. В отличие от «кота в мешке», предложенного Биллом Гейтсом, операционная система Тор-вальдса должна была предоставлять опытным пользователям возможность модификации любого участка кода — вплоть до его полного изменения.

Пока что во всей этой затее не было ничего революционного — все перечисленные выше пункты были реализованы еще в Minix. Но и сам Линус воспринимал свою затею скорее как хобби. Правда, он тут же постарался извлечь из ситуации максимум пользы — «самодельный» вариант UNIX был заявлен Линусом в качестве дипломной работы, что давало ему возможность со спо­койной совестью проводить за программированием все свободные вечера.

Работа продолжалась в течение всего 1991 г. — лишь осенью Линус продемонстрировал знакомым первый вариант новой операционной системы, без лишней скромности названной в честь своего создателя — Linux (официальная дата рождения этой ОС — 17 сентября 1991 г.). То, что вышло из-под программистского «пера» Торвальдса, еще не было готовой операционной системой — скорее, это был «скелет» будущей ОС, которому еще предстояло обрасти «плотью» оболочки и прочих «довесков». Но «скелет» этот был уже вполне работоспособным!
Mandriva

Тут перед Линусом встала проблема — что делать дальше? На первый взгляд казалось, что вариантов развития событий два — либо Линус со спокойным сердцем отправляет свое детище в долгий ящик, найдя себе другое занятие, либо продолжает доводить свою ОС до ума с расчетом на то, что через два-три года он сможет превратить ее в полноценный коммерческий продукт. Оба варианта не сулили сколь-нибудь радужных перспектив: бросать было жалко, а «поднимать» проект новой операционной системы в одиночку не под силу даже увлеченному Торвальдсу Организовывать же собственную фирму и нанимать сотрудников для доработки программы было и утопией, и безумством одновременно — рынок коммерческих операционных систем был давно поделен между крупными игроками, и места для миниатюрной Linux на этом ристалище уже явно не оставалось...

И вот тут-то Линус сделал совершенно неожиданный и нелогичный шаг, объявив, что будет распространять свою программу бесплатно! Причем в комплекте с полным набором исходных текстов, которые помогут программистам улучшать и совершенствовать Linux по своему вкусу.

Тут необходимо сделать ремарку: принцип свободного распространения программ также не был «ноу-хау» Торвальдса. Еще за восемь лет до появления Linux его сформулировал другой энтузиаст — Ричард Столлмен, создатель движения в поддержку «свободного» программного обеспечения. В 1983 г., работая в Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института (MIT AI Lab). Столлмен пытался противостоять переводу компьютерного парка МТИ на коммерческие версии UNIX. Потерпев неудачу, Ричард начал «крестовый поход» в защиту свободы программ, сформулировав постулаты своего движения в «Манифесте проекта GNU (GNU is Not UNIX)». «Свобода ПО означает право пользователя свободно запускать, копировать, распространять, изучать, изменять и улучшать его. Существуют четыре разновидности свободы пользователей программы: свобода запускать программу в любых целях (свобода 0). Свобода изучения работы программы и адаптация ее к вашим нуждам (свобода 1). Свобода распространять копии, так что вы можете помочь вашему товарищу (свобода 2). Свобода улучшать программу и публиковать ваши улучшения, так что все общество выиграет от этого (свобода 3). Доступ к исходным текстам является необходимым условием».

Казалось, Линус поступил в полном соответствии с «постулатами Столлмена», отдав свой проект на откуп всем желающим — сторонников GNU могло удивить лишь то, что в «свободный оборот» впервые была пущена не маленькая программа, а целая операционная система! В отличие от создателя Minix, Торвальдс отказался даже от символического вознаграждения (в размере стоимости книги).

Сначала поступок Линуса был воспринят исключительно как юношеский максимализм — не более того. Благодарные пользователи жадно схватили протянутые им дары — и, вознеся хвалу щедрому Торвальдсу (и в глубине души подивившись его непрактичности), принялись играться с Linux, как с конструктором «Лего». Ведь эта программа специально была создана для того, чтобы ее можно было разбирать на части — и снова собирать, в соответствии с собственными вкусами и потребностями!

Но то, что поначалу казалось бездумной щедростью, на деле было очень удачным ходом. Торвальдс, подобно Тому Сойеру, с успехом заставил соседских мальчишек красить за него забор, Линус получил в свое распоряжение армию бесплатных «бета-тестеров», программистов и генераторов идей. Публично «освободив» птичку-Linux (эмблемой Linux является веселый и очень дружелюбный пингвин) и дав ей вспорхнуть в небеса, Торвальдс позаботился о том, чтобы к ее лапке была привязана невидимая, но прочная нить. Ведь хотя номинально вносить изменения в Linux мог каждый, доводку главной части операционной системы — «ядра» Линус оставил за собой! Код его был открыт для всех желающих, и любой программист мог прислать Линусу свои замечания и предложения по доработке. Однако решающее слово неизменно оставалось за Торвальдсом: именно он принимал решения о внесении той или иной модификации в ядро и воплощал в жизнь все удачные находки своих последователей. Так продолжается и сегодня — все многочисленные версии и модификации Linux (а их существует уже несколько десятков) базируются на одном и том же ядре.

Если выбор принципов «Манифеста GNU» обеспечил успех и долгую жизнь проекту Linux (на который теперь работали тысячи энтузиастов во всех уголках мира), то небольшое и почти невидимое отступление от них обеспечило будущее самого Линуса — в отличие от многих его менее удачливых коллег. Понятно, что заработать миллиарды на Linux Торвальдс не мог. Но он сумел грамотно использовать те возможности, которые давало ему положение Отца Основателя и Главного Авторитета по «самой бесплатной в мире операционной системе». На протяжении десяти лет Линус, превратившийся в живую легенду, имел возможность неплохо зарабатывать на консультациях и лекциях. Успех Linux привлек внимание к Торвальдсу как к программисту — он сменил заснеженную Финляндию на солнечную Калифорнию и получил весьма выгодную работу в корпорации Transmeta. А в 2001 г. образовался новый источник дохода — подобно всем американским знаменитостям, Линус выпустил книгу о своей жизни с весьма лукавым названием — «Только для забавы».

Сегодня Линус Торвальдс по-прежнему курирует работу над самой главной частью Linux — ядром операционной системы: только он имеет право одобрить те или иные изменения, кардинально влияющие на функциональность системы. Остальную же работу по совершенствованию Linux делают миллионы поклонников этой ОС, со временем превратившейся из рабочего инструмента в символ нового образа жизни, отличного от навязанного Биллом Гейтсом и его компанией.

Разумеется, во всем этом великолепии есть не одни только «плюсы». До недавнего времени для того, чтобы работать с Linux, нужно было как минимум разбираться в программировании. А в идеале — переписывать ядро ОС для своей машины и собственноручно ваять нужные драйверы. К тому же на фоне ярких Windows и Mac OS «операционка» Linux выглядел серенькой мышкой — все просто, скромно и... бесцветно.

Поэтому единственной областью, где Linux была реально востребована, оставались сети. Особенно полюбили эту ОС интернетчики — до сих пор большая часть веб-серверов Интернета работает именно под управлением Linux. Да и в локальных сетях крупных компаний Linux неплохо справлялся с ролью администратора.

Положение коренным образом изменилось после появления удобных оболочек, весьма успешно «раскрасивших» этого прыткого, но серенького воробушка. Сочетание привычного Рабочего стола и иконок Windows и мощи ядра Linux сразу же привлекло внимание разработчиков и пользователей: только за два последних года для Linux было написано больше программ, чем за все предыдущие! Окончательным знаком расположения к Linux со стороны программной индустрии стало решение некоторых крупных производителей игр выпустить Linux-версии своих «бестселлеров».

В середине 90-х годов Linux начал завоевывать «домашний» рынок, став прямым конкурентом Windows, для этого производителям пришлось отчасти отказаться от принципа «сделай все сам» и перейти на выпуск готовых дистрибутивов. Теперь установить Linux на компьютер стало также просто, как и Windows: инсталляция и настройка проходит в полностью автоматическом режиме, а вместе с операционной системой пользователь получал комплект прикладных программ и утилит. Впрочем, мифы о Linux, как о «самосборной» системе для особо «рукастых» программистов уже не актуальны: современные дистрибутивы позволяют вообще не прибегать к режиму текстовых команд, без которых еще пять лет назад жизнь «линуксоида» была просто немыслима. Автоматическая настройка и обновление через Интернет, трехмерный Рабочий стол — для пользователей Linux это сегодня вполне обычное явление.

Появление первых готовых дистрибутивов относят к 1992 г. — именно тогда был создан знаменитый установочный комплект MCC Interim Linux. Через три-четыре года поклонники Linux могли выбрать уже из доброго десятка различных дистрибутивов, самыми известными из которых были Red Hat, Mandrake (позднее — Mandriva), Debian, Fedora Core и Slackware. Новые дистрибутивы появляются до сих пор — так в 2004 г., в моду вошел дистрибутив Ubuntu, созданный в Южной Америке. Стандартом же корпоративного Linux до сих пор остается созданный еще пятнадцать лет назад дистрибутив SUSE (кстати, эта компания даже ухитрилась вступить в альянс с Microsoft, а цена на их вариант Linux практически не отличается от Windows). Все эти наборы локализованы, так что российские пользователи сразу же могут получить в свое распоряжение полностью русскоязычную среду.

А осенью 2009 году «линуксоиды» заполучили в свою команду нового игрока поистине бронебойной мощности. Новую операционную систему представил Google, а основана ChromeOS была, конечно же, на ядре Linux. Впрочем, у Google как всегда получилось что-то свое: ну кто сейчас помнит, что браузер Chrome во многом создан на наработках того же Firefox, теперь перепутать эти два браузера даже слепой не сможет... Тем более что полноценной ОС эту разработку пока еще назвать нельзя: она ориентирована в основном на работу с сетевыми приложениями, устанавливать же ее будут прежде всего на недорогие нетбуки.

Если по части внешнего вида, стабильности и удобства Linux, как минимум, не уступает Windows, то по набору стандартных программ превосходит ее многократно: даже в самом простом дистрибутиве вы найдете СОТНИ дополнительных программ, включая офисный комплект OpenOffice, несколько вариантов оболочек (GNOME и KDE), графический редактор GIMP — и громадное количество других программ, игр и утилит! Кроме того, вы можете запускать и любые программы для Windows через специальный эмулятор Wne.

Покупая коммерческий дистрибутив Linux за 50–60 долларов, вы на самом деле приобретаете не операционную систему, а полный комплект необходимых вам программ (включая коммерческие). Сравните с 400-долларовой Windows Vista, даже минимальный набор программ для которой может потянуть на пару тысяч долларов!

Неудивительно, что в 2002 г. корпорация Microsoft официально признала Linux конкурентом Windows (до сей поры в корпорации пропагандировалось снисходительное пренебрежение к «самоделке»).

В России пока что эпидемии Linux не ожидается — благодаря «пиратам» экономический фактор играет не столь большую роль, как в «цивилизованных» странах. А потому, покуда на наших прилавках не переведутся трехдолла-ровые сборники программ для Wndows, у Microsoft еще есть шанс сохранить за собой столь важный для нее рынок. И, видимо, в корпорации это отлично понимают — иначе как объяснить тот факт, что до сих пор с пиратством в нашей стране борются на удивление мягко? Еще бы — стоит российским властям «закрутить гайки», как массовый переход на Linux будет неизбежен, несмотря на все присущие этой системе недостатки.

Даже при наличии удобных «оболочек» типа KDE и GNOME, благодаря которым новые версии Linux (например, Mandriva или Ubuntu) выглядят даже круче модной Wndows 7, пользователю-новичку придется столкнуться со множеством проблем при настройке как самой ОС, так и программ для нее. Одно время в Linux было практически невозможно даже воспроизвести обычный MP3-файл: поддержка «проприетарных» форматов была неприемлема для сторонников Open Source. Сегодня с видео и аудио в Linux никаких проблем нет, а вот игр для этой операционной системы куда меньше, чем для Wndows.

Не забудем и о прикладных программах: найти действительно профессиональный пакет для работы с видео, звуком или трехмерной графикой для Linux не так-то просто. Легче всего дело обстоит с фотографией: для Linux создан отличный (и бесплатный) графический редактор GIMP Однако и он не дотягивает до звания по-настоящему профессионального продукта — да и много ли вы видели дизайнеров, работающих в Linux?
Кстати, если вы хотите попробовать поработать в Linux, то это можно сделать, даже не устанавливая систему на компьютер! Речь идет, конечно же, о так называемых LiveCD — «дисковых» вариантах Linux. Загрузившись с такого диска, вы получите в свое распоряжение ядро Linux с полным набором базовых программ, а также оболочкой. LiveCD содержат достаточный набор драй­веров для работы со всем основным «железом» вашего компьютера — поддерживаются даже многие последние модели видео плат.

Макинтош (Mac os)

Конечно, Linux вытянула один из главных призов в Большой игре — но не САМЫЙ главный. Популярность Linux растет год от года — это правда. Но одной популярностью сыт не будешь: однотипные и безликие клоны Linux лишены главного — шарма, «харизмы» и — Легенды. И в самом деле, несмотря на очки и тщедушное телосложение скучный «ботаник» Линус Торвальдс мало похож на Гарри Поттера, а история создания Linux чуть ли не полностью состоит из описания опустошенных пивных бутылок и пакетов с чипсами (скептиков отсылаю к жизнеописанию Линуса Just For Fun).

Лично к продукции компании Apple отношусь трепетно и с придыханием. Как кольцу с бриллиантом от Сваровски в 500 карат. Ибо чертовски красиво, эстетично и дорого. Не уважать такую красоту в наше время как-то нагламурно.

Развевающийся на ветру плащ Супермена, поиски и потери, грандиозные карьеры и не менее грандиозные провалы — вот история подлинно американского Number One Man, роль которого, увы, не светит автору Linux, да что там — даже самому Биллу Гейтсу… Ибо этот костюм давным-давно скроен под другую фигуру — и под другую компанию, в истории которого легенд и приключений хватит с избытком. Переварить их все не смог даже Голливуд — и это случай из ряда вон выходящий: веселый и бесшабашный фильм «Пираты Силиконовой Долины» не смог вместить и десятой доли невероятных событий, развернувшихся вокруг компании со скромным названием Apple.

Apple уже давно перестали воспринимать, как просто производителя компьютеров и программ — пусть и ОЧЕНЬ достойных. По сути дела, уже целое десятилетие Apple без устали тиражирует, продает и культивирует один-единственный продукт — свой собственный миф, «жизнь в стиле Apple». И потому ее изделия по определению не могут быть скучными и обыденными: любой гаджет, сошедший с «яблочных» стапелей, автоматически становится частью имиджа продвинутого и модного техномана. Тех, кто не хочет быть похожими на всех остальных — хотя именно эта мнимая непохожесть сегодня превратилась в шаблон.

Собственно, они всегда были борцами — два Стива, вовремя бросившие на тучную ниву своего воображения яблочное семечко. Первый Стив, хиппующий нонконформист Джобс, по мелочам не разменивался, бросая вызов как преступной политике американской администрации, так и мировой несправедливости в целом. Доставалось и родному колледжу, который, на свою беду, являлся стив и стив частью и того, и другого. Ну и, конечно, одним из главных врагов были вечно дырявые студенческие карманы, заполнить которые ну никак не получалось. Нахальство Джобса стало легендой куда раньше его самого: и по сей день все его биографы обожают рассказывать историю о том, как в 12 лет этот беспардонный бунтарь звякнул по какому-то мелкому вопросу главе компании Hewlett-Packard — мол, не пришлете ли мне пару резисторов для починки любимого паровозика? Что интересно, в итоге юный Стив был удостоен аж 20-минутной беседой с одним из зубробизонов компьютерной индустрии и даже получил приглашение на работу «когда немного подрастет»… Другой легендой стал увековеченный в названии будущей компании Стива его «роман» с яблоками. Одно время Стив прямо-таки помешался на «натуральной диете» и духовности Стив перешел на яблочную диету… Результат был удручающим: от недостатка белковой пищи организм Стива, вместо ожидаемого просветления и сверхчистой ауры, начал радовать окружающий мир невыносимыми миазмами — в итоге «натуропата» чуть не выставили из общежития! Впрочем, сам Джобс объясняет все гораздо прозаичнее: «У меня просто не хватало денег на нормальную еду…» «Стив номер два» — добродушный и тихий Стивен Возняк или просто «Воз» — тоже любил изящные штуки и мелкие пакости, однако свои баталии он вел преимущественно в мире электроники, бросая в бой целые армии электронных деталей. Время от времени, правда, он позволял себе, как говорил Карлсон, «чуточку пошалить», «минируя» родную школу или переиначивая на свой лад расписание занятий… Но это ведь так, пустяки, дело житейское! Были и более серьезные проекты — так, еще в 1970 году Стив ухитрился собрать практически полноценную «персоналку» под названием Cream Soda Computer (в честь громадных емкостей «шипучки», опустошенных при его сборке). Самым неожиданным результатом экспериментов Воза стала дружба с Джобсом, который был на целых четыре года младше: тот тоже любил на досуге копаться с деталями, хотя роль «генератора идей» давалась ему куда лучше. Прыткий 15-летний подросток стал для Воза настоящим змеем-искусителем, когда в 1971 году в одном из журналов вроде нашей «Техники — молодежи» «Стив-Два» наткнулся на описание очень любопытного устройства, прозванного «Голубой Коробкой» (Blue Box). C помощью хитроумной комбинации коробочка ухитрялась запудрить мозги коммутаторам телефонного гиганта AT&T , позволяя своему обладателю звонить «По межгороду» анонимно и, что куда более важно, абсолютно на халяву! Разумеется, не обремененный избытком наличности Воз мигом сварганил один аппарат для личных нужд -и тут же превзо­шел по наглости своего друга Джобса: для проверки аппарата он звякнул по «прямому проводу» … Папе Римскому (того, увы, в тот момент не оказалось дома). А потом коробочку увидел Джобс — и Возняк сам не заметил, как поддавшись чарам оборотистого приятеля, стал трудолюбиво клепать все новые и новые «блюбоксы» уже на продажу. Поначалу бизнес пошел удачно: коробчки разлетались со свистом по цене в 10 долларов. Но потом новоявленными «связистами» заинтересовалась ФБР, и лавочку пришлось тихо свернуть, отложив хакерские замашки до лучших дней.

Через год Джобс окончил школу и пути Стивов ненадолго разошлись: Воз продолжал грызть гранит науки, а непоседливый «Стив-Один» устроился было в колледж. Но учеба не задалась: хипповские сейшны и свободная любовь были для Стива куда притягательнее зубрежки. Поэтому уже через полгода «альма-матер» была изящно отправлена подальше, а еще через год Джобс торжественно вручил свою переполненную идеями голову руководству компании Atari. Увы, руководство игрового гиганта вовремя не сообразила, какого дара их удостоила судьба — Джобса отправили возиться с простенькими игровыми приставками, чем он мужественно занимался целых три месяца… Задействовав заодно и старого друга Возняка, на которого честняга Джобс просто переложил работу по оптимизации Atari (не забыв впоследствии положить в свой карман большую часть полученной за это премии).

Однако скоро, сраженный кризисом, он отбывает по стопам своих кумиров The Beatles в один из индийских ашрамов, где в течение года истреблял собственных бесов и, попутно, изничтожил громадное количество марихуаны. Так он встретил 1975 год…

Достигнув желаемой степени просветления, Джобс направляет свои давно не мытые стопы, облаченные в хипповские сандалии, обратно в Америку, где с удивлением обнаруживает своего закадычного друга Воза в стенах компании… Hewlett-Packard! Видимо, отчаявшись дождаться одного Стива, руководители HP согласились на второго. Вскоре Воз и Джобс стали завсегдатаем легендарной вотчины техноманьяков Калифорнии — Homebrew Computer Club, на одно из заседаний которого Воз притащил некую престранную штуковину, которую с очень большой натяжкой можно было назвать компьютером. Впрочем, нет, в компьютеры, по тогдашним представлениям, эта игрушка ну никак не годилась. Ни монитора, ни клавиатуры у этой штуки не было — всего лишь несколько тумблеров для ввода команд. Да и создал ее Воз случайно — лишь благодаря тому, что Hewlett-Packard милостиво разрешила своему сотруднику купить только появившийся тогда процессор (клон” одного из чипов компании Motorola) с частотой 1 МГц за невероятную цену в 20 долларов (при рыночной стоимости в 150).

Реклама

Реклама